Группа возрастной психофизиологии

Руководитель группы к.б.н., вед. научн. сотр.

Гальперина Елизавета Иосифовна

Дорогие родители!
Сотрудники группы возрастной психофизиологии ИЭФБ РАН приглашают детей 4-8 лет принять участие в онлайн исследовании. Мы собираем ответы детей для создания нормативной базы. Наша цель — узнать, как дети разного возраста понимают сложные языковые конструкции. Чтобы Ваш ребенок принял участие в исследовании, заполните форму-заявку https://u.to/Hx0bGg  Мы обязательно свяжемся с Вами! 
Вам понадобится компьютер или ноутбук. Ребенок будет слушать предложения и выбирать подходящую по смыслу картинку. Исследование состоит из 4 коротких серий. Наши веселые задания способствуют развитию зрительного внимания, слухо-речевого внимания и памяти. Это отличная возможность провести время с пользой для ребенка! 
После выполнения ребенком 4 серий мы пришлем вам результаты.
По любым вопросам вы можете обращаться на почту d_tolkacheva@list.ru
Благодарим за сотрудничество!

       Группа «Возрастной психофизиологии» вышла из состава Лаборатории «нейрофизиологии ребенка» и была образована 8.10.2018 г. к.б.н. Гальпериной Е.И. В настоящее время в Группе № 7 работают 6 научных сотрудников (1 доктор наук и 3 кандидата наук), 1 аспирант и 1 студент. 

Основным направлением деятельности Группы  является изучение возрастных изменений когнитивных функций:

  • Формирования нейрофизиологической основы разных аспектов речевой деятельности
  • Физиологических основ обучения взрослых
  • Влияния индивидуальных особенностей на траекторию становления когнитивной сферы
  • Физиологическое обоснование коррекционно-развивающей работы

Методы исследования:

ЭЭГ\ССП
(электрическая активность мозга)

фМРТ
(изменения метаболизма
 клеток мозга)

ДТ МРТ
(микроструктура
проводящих путей)

Окулография 
(Айтрекер)

Сотрудничество:

Лаборатория нейрокогнитивных технологий НИЦ СПбГПМУ.

(В рамках гранта РФФИ № 17-06-00542 Церебральные механизмы понимания текстов при дислексии у детей 9- 12 лет: фМРТ и ССП- исследование. Руководитель гранта: Корнев А.Н.)

Кафедра логопатологии СПбГПМУ.

(В рамках гранта РНФ 18-18-00114 Мультифакторная модель формирования навыков устного дискурса у детей: междисциплинарное исследование когнитивных и языковых механизмов. Руководитель гранта: Балчюниене И. Й.)

Гранты:
РФФИ 18-313-00169 Половые особенности функциональной связности различных отделов мозга при вербальной деятельности у подростков (руководитель Кручинина О.В.)
РФФИ 19-013-00923 Церебральное обеспечение когнитивных механизмов понимания сложных логико-грамматических конструкций у дошкольников (руководитель Гийемар Д.М.)

Монографии и Главы в монографиях:

  1. Diana M. Guillemard (Tsaparina), Michail N. Tsitseroshin, Alexandr N. Shepovalnikov, Elizaveta I. Galperina, Ekaterina A. Panasevich, Ekaterina E. Kats, Larisa G. Zaytseva and Olga V. Kruchinina. Ontogenetic Development of Neurophysiological Mechanisms Underlying Language Processing. //Chapter in the book: Evolutionary Physiology and Biochemistry. 2018. DOI: 10.5772/intechopen.73654
  2. Цицерошин М.Н., Шеповальников А.Н. Становление интегративной функции мозга. Под ред. акад. Н.П.Бехтеревой. СПб: Наука, 2009. 249 с.
  3. Поварова И.А., Шеповальников А.Н., Цицерошин М.Н., Кац Е.Э. Специфика нарушений системного взаимодействия различных отделов коры при заикании / Глава в монографии - И.А.Поварова. Заикание: диагностика и коррекция. СПб: Изд. «Речь», 2005. С. 153 -161.
  4. Shepovalnikov A.N, Golbin A.Z. Development of sleep-wake structure in human ontogenesis / Sleep Psychiatry / Eds. AZ Golbin, H M. Kravitz, LG. Keith / Taylor and Francis. London and NY: A Parthenon book, 2004, Р. 21-33.
  5. Шеповальников А.Н., Цицерошин М.Н., Апанасионок В.С. Формирование биопотенциального поля мозга человека. Л.: Наука, 1979. 164 с.
  6. Шеповальников А.Н. Активность спящего мозга. Электрополиграфическое исследование физиологического сна у детей. Л.: Наука, 1971. 187 с.

Статьи

  1. Кручинина О.В., Станкова Е.П., Гальперина Е.И. Возрастные особенности пространственно-временной организации ЭЭГ у испытуемых 8- 30 лет мужского и женского пола при восприятии устных и письменных текстов // Физиология человека. 2020. Т. 46. № 3. С. 1–15.
  2. Станкова Е.П., Кручинина О.В. Шеповальников А.Н., Гальперина Е.И. Эволюция центральных механизмов устной речи // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2020. Т. 56. № 3. С. 3–16.
  3. Станкова Е.П., Гийемар Д.М., Гальперина Е.И. Морфофункциональные основы анализа сложных предложений у взрослых и детейФизиология человека. 2020. Т. 46. № 3. С. 111-122.
  4. Гальперина Е.И., Шеповальников А.Н. IX Всероссийская научная конференция “Центральные механизмы речи”, посвященная памяти профессора Н.Н. ТрауготтФизиология человека. 2020. Т. 46. № 3. С. 132-134.
  5. Корнев А.Н., Оганов С.Р., Гальперина Е.И. Формирование психофизиологических механизмов понимания письменных текстов: регистрация движений взора при чтении у детей с дислексией 9–11 и 12–13 лет и здоровых сверстниковФизиология человека. 2019. Т. 45. № 3. С. 24-30.
  6. О.В. Кручинина, Е.И. Гальперина. Пространственно-временная организация ЭЭГ у подростков 12-13 и 15-17 лет при чтении текстов // Новые исследования 2018 № 3 с. 5-12
  7. Гальперина Е.И., Кручинина О.В., Рожков В.П. Пространственная синхронизация биопотенциалов мозга отличается у юношей и девушек 12-13 лет при чтении повествовательных текстов // Физиология человека. 2018, том 44, № 2, с. 31–40
  8. Н.В. Шемякина, В.А. Новиков, Ж.В. Нагорнова, Е.И. Гальперина, А.В. Поздняков, А.Н. Корнев. Изучение механизмов чтения у людей с разным уровнем понимания письменной речи // Физиология человека. 2018, том 44, № 2, с. 41-51
  9. Galperina E.I., Kruchinina O.V. Age difference in brain regions functional connectivity during reading Russian and English texts in boys and girls 12-17 y.o. // Int. J. of Psychophysiol., Volume 131 S, P. S79
  10. Galperina E.I., Shemyakina N.V., Nagornova Zh.V., Kruchinina O.V., Kornev A.N.ERP data on reading words and sentences in typically developing children of different ages (9-10 and 12-13 years old) // Int. J. of Psychophysiol., Volume 131 S, P. S50
  11. Гальперина Е.И., Шемякина Н.В., Нагорнова Ж.В., Кручинина О.В., Корнев А.Н. Церебральные механизмы чтения слов и предложений у детей: ЭЭГ-исследование // Детская медицина Северо-Запада. Т. 7. № 1. С. 74.
  12. Станкова Е.П., Шеповальников А.Н. Функциональное объединение корковых полей в покое как механизм преднастройки мозга к целенаправленной деятельности // Физиология человека, 2018, том 44, № 6, с. 1–10.
  13. Galperina E.I., Novikov V., Shemyakina N.V., Nagornova Zh.V., Pozdnyakov A.V., Kornev A.N. Сerebral organization of multilevel written text processing: ERP and FMRI pilot study of “good” and “bad” comprehenders // Int. J. of Psychophysiol. 2016. Т. 108. С. 74-75.
  14. Galperina E.,Kruchinina O., Rozhkov V. Individual and common in EEG spatial patterns during different cognitive tasks in adolescent // Int. J. of Psychophysiol. V/108. P. 96
  15. Guillemard D., Galperina E.I., Panasevich E.A., Kats E.E., Mekler A.A., Nagornova Zh.V., Shemyakina N.V.EEG-Correlates of complex syntactic constructions processingin russian-speaking children of 5-6 years old // Клиническая патофизиология. 2016. Т. 22. № 1. С. 80-93.
  16. Станкова Е.П. O связи индивидуальных характеристик ЭЭГ с уровнем интеллекта / Е.П.Станкова, И.Ю.Мышкин // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология. 2016. № 4. С.83-88.
  17. Гальперина Е.И., Шемякина Н.В., Нагорнова Ж.В., Корнев А.Н. Нейрофизиологический и когнитивный анализ механизмов понимания фраз при чтении у студентов // Когнитивная психология: методология и практика. Коллективная монография. Санкт-Петербург, 2015. С. 191-198.
  18. Шеповальников А.Н., Егоров М.В. Изменения пространственной организации колебаний биопотенциалов коры больших полушарий мозга у детей под влиянием музыки // Физиология человека. 2015. Т. 41. № 6. C. 5 -16.
  19. Шеповальников А.Н. Пластичность мозга – эффективный резерв для компенсации нарушенных функций // Дефектология.- 2015.- № 4.- С. 47-53.
  20. Shepoval'Nikov A.N., Gal'Perina E.I., Kruchinina O.V. “Microcyclic” changes in brain bioelectrical activity at different stages of natural sleep in human // Neuroscience and Behavioral Physiology. 2014. Т. 44. № 4. С. 435-441.
  21. Кручинина О. В., Гальперина Е. И., Шеповальников А. Н. Особенности пространственной организации колебаний биопотенциалов мозга у подростков // Физиология человека, 2014, том 40, № 5, с. 1–8. 
  22. Гальперина Е.И., Кручинина О.В., Рожков В.П. Общее и индивидуальное в организации пространственных взаимосвязей корковых процессов при вербально- мнестической деятельности // Сенсорные системы. 2014. Т.28. №3. С. 16-27. 
  23. Корнев А.Н., Столярова Э.И., Гальперина Е.И., Гийемар Д.М. Формирование сенсомоторных механизмов продукции слога на начальном этапе усвоения чтения // Педиатр. 2014. Т. 5. № 4. С. 85-94.
  24. А. Н. Шеповальников., Д. Е. Мохов О развитии системной стратегии обеспечения здоровья и сбережения нации // Россия и современный мир. – 2014. - № 3. – С. 188-197.
  25. Шеповальников А. Н. Экономические аспекты реализации национальных программ в области здравоохранения и образования // Экономика и управление народным хозяйством. Информационно-аналитическийжурнал. - 2014.- Т. 1-2.- № 30/31.- C. 3015. 2013
  26. Antifeev, O. Krysiuk, E.I. Galperina. Mental imitation of the motion as possible basis for creating biofeedback used in the training of athletes // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013.- Т. .- № 101.- C. 7-13.
  27. Цицерошин М.Н., Гальперина Е.И. Коррелятивное формирование функций как один из механизмов функциональной эволюции (на примере становления в онтогенезе ребенка центрального обеспечения стереогноза и функции речи) // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2012. Т. 48. № 3. С. 296-310.
  28. Кручинина О.В., Гальперина Е.И., Кац Е.Э., Шеповальников А.Н. О факторах, влияющих на вариативность центрального обеспечения билингвизма/ Физиология человека, 2012, 38, №. 6, С. 15–31.
  29. Кручинина О.В., Шеповальников А.Н. О проблемах коррекции нарушений центральной регуляции речевых функций // Российский остеопатический журнал. 2011, №1-2 (12-13). С. 93-100.
  30. Е.И.Гальперина, М.Н.Цицерошин, Л.Г.Зайцева. Становление нейрофизиологических механизмов стереогностической функции (ЭЭГ исследование) // Физиология человека, 2010.
Гальперина Елизавета Иосифовна, к.б.н.

Руководитель группы, ведущий научный сотрудник

Шеповальников Александр Николаевич, д.м.н., проф.

главный научный сотрудник

Станкова Екатерина Петровна, к.б.н.

научный сотрудник

Кручинина Ольга Вячеславовна

научный сотрудник

Гийемар Диана Михайловна, к.б.н.

Старший научный сотрудник